Режим работы
пон. - пят. с 7.00 до 19.00

тел: 79-17-15
79-17-14

Методическая копилка Алашиновой Л.А.

 

 

 

Речевая ритмическая игра «Фруктовый компот»

с поддержкой «телесных жестов» и шумовыми инструментами
на основе речевой ритмической пьесы «Тутти – фрутти рондо»
 Т. Э. Тютюнниковой.

Цель: закрепление темы «Фрукты» в совместной музыкально-игровой деятельности детей и родителей, направленной на связь обучения с жизненным опытом дошкольников с опорой на их эмоции и интересы.

Задачи:
- развивать музыкальные способности детей: чувства ритма, интонационный, тембровый и динамический слух, музыкальную память, ладовое чувство, у детей старшего дошкольного возраста в процессе разучивания речевой ритмической пьесы;

- развивать звуковую культуру речи, связную речь и её грамматический строй;
- улучшать дикцию детей;

- развивать творческие навыки детей, умение сотрудничать друг с другом,
педагогом, родителями в ходе совместного речевого музицирования;
- укреплять голосовой аппарат ребёнка;

- способствовать зарождению в душе каждого ребёнка эмоционального отклика.

Текст речевой игры

(размер 4/4)

Телесные жесты и действия
с шумовыми инструментами

Груши, яблоки и сливы,
Так вкусны и так красивы.

 

Варим мы компот!
 

 

 

Тутти – фрутти, тутти – фрутти.
 

Абрикосы, персики,
Алыча, ча – ча – ча.
Варим мы компот!
 

 

Тутти – фрутти, тутти – фрутти.
 

Виноград и гранат,
Рад вас видеть детский сад.

Варим мы компот!

 

 

Тутти – фрутти, тутти – фрутти.
 

Буль – буль, буль – буль, буль - буль – буль!
 

Тутти – фрутти, ча – ча – ча!

 

дети ритмично играют на деревянных
ложках четвертными длительностями

 

дети выполняют круговые движения
правой рукой, как бы помешивая
содержимое кастрюли

 

дети ритмично играют на маракасах восьмыми длительностями

дети выполняют движение «стряхивание» кистей рук

дети выполняют круговые движения
левой рукой, как бы «помешивая»
содержимое кастрюли

дети ритмично играют на маракасах
восьмыми длительностями

дети играют на курских трещотках

четвертными длительностями

дети выполняют круговые движения
правой рукой, как бы помешивая
содержимое кастрюли

дети ритмично играют на маракасах
восьмыми длительностями

(дети говорят постепенно увеличивая силу звука)

(дети ритмично играют на маракасах
восьмыми длительностями)

Музыкальный руководитель (или ребенок, родитель) завершает:
Вместе погладим животики и скажем, с удовольствием: «Очень вкусный компот!»


 

_______________________________

 

Консультация "Музыкальная предметно-развивающая среда в ДОУ"

Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом. Ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально- дидактических игр. Для достижения этой цели необходима разнообразная музыкальная предметно- развивающая среда в каждой группе детского сада.

Рекомендации по оборудованию такой среды я нашла в статье Е. Ю. Матвиенко "Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ" (сборник "Опыт лучших- детям. Об инновациях в дошкольном воспитании")

"При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2. Разнообразие оборудования.

3. Учет возрастных особенностей детей.

4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5. Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т. п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.) ;

• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики) ;

• с одним фиксированным звуком (дудки) :

• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3. Музыкально-дидактические игры и пособия:

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски) .

 

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы) :

•куклы-неваляшки;

•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.) ;

•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ;

•атрибуты к музыкальным подвижным играм;

•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам) ;

•ширма настольная с перчаточными игрушками;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей;

•поющие и двигающиеся игрушки;

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада) :

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно:

•металлофон;

•шумовые инструменты для детского оркестра;

•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ;

•фланелеграф или магнитная доска;

•арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. ;

•музыкальная лесенка - пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону;

•ширма настольная и набор игрушек;

•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада) :

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др. ;

• металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта ;

•иллюстрации по теме «Времена года»;

•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр) ;

•портреты композиторов;

•атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.) ;

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

•ширмы: настольная и ширма по росту детей;

•музыкальная лесенка -  пятиступеньчатая

• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.) :

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада) :

•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.) ;

•портреты композиторов;

•иллюстрации по теме «Времена года»

•альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

•музыкальная лесенка- семиступенчатая

•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

•музыкально-дидактические игры:  «Три цветка», «Музыкальный телефон», «Ритмическое лото», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Три танца» и т. д. ;

атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.) ;

•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) ; разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танцевальных импровизаций;

 

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков. "

 

_______________________________

 

 

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА

                консультация для воспитателей


 

Подготовка и проведение детского праздника – дело сложное как для музыкального руководителя, так и для воспитателя. Поговорим сегодня о задачах воспитателя при проведении праздника.

 

Задачи воспитателя при проведении праздника

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос – раздачу – уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ: создать эмоциональную атмосферу праздника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями. Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов (встаньте, пройдите, сядьте вместо встали, прошли, сели) – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение вовремя оказать помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок.

       Надо признать, что проведение праздника это стресс для тех воспитателей, кто не обладает навыками выступления перед зрителями или кто на музыкальных занятиях пассивен во время подготовки к праздникам!

 

Методика подготовки воспитателя к проведению праздника.

 

1-ый этап: 

ВОСПИТАТЕЛЬ как РЕБЕНОК!  (первые 4-5 недель подготовки к празднику)Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает тоже, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения танцев, правила игр.

 

2-ой этап:   

ВОСПИТАТЕЛЬ как ВЕДУЩИЙ! (6-7 неделя подготовки) Знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями-перестроениями, т.е. готовит себя и детей к проведению праздника.

 

3-ий этап:   

ВОСПИТАТЕЛЬ как АКТЕР! (за неделю до праздника) Работает над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На последнем занятии перед праздником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.

 

Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда праздник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.

 

В идеале праздник должен быть итогом двухмесячных занятий всех специалистов, работающих с детьми данной группы!

________________________

 

Что такое "Ансамбль" (презантация для педагогов)

_______________________

 

Мастер-класс "Кубик"

__________________________

Музыкально-дидактическая игра "Угадай инструмент"

 

 

 

Все материалы размещенные на сайте защищены авторскими правами владельца сайта - МАДОУ д/с №56